Контакты

Cтатьи

Статьи о Веронике Шевчук

 
 

ВЕРОНИКА ШЕВЧУК:
В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОЙ ТАВРИДЫ

А.Коваленко
Кандидат искусствоведческих наук

       Жизнь Вероники Шевчук – это вечный творческий поиск. «Космическая» душа художницы требует постоянного круговорота идей и мысли. Часто, беря за основу, казалось бы, простой сюжет крымского пейзажа, она каким-то, только ей присущим чутьем и только ей подвластными живописными штрихами, умудряется придать образу символико-философское звучание, достигая в произведении подлинного эстетического совершенства. Таковы, например: «Голубая Балаклава», «Ангел Херсонеса», «Тайна Карадага», «Перламутровая тишина», «Песнь о Херсонесе» и другие.
Цвет и колорит – главные изобразительные аккорды, благодаря которым произведения В.Шевчук «звучат» во весь голос. Она воспроизводит цветом любые душевные движения: от лирических до драматических, хотя первые всегда преобладают. Соприкасаясь с реальным миром, образы, ею созданные на холсте, проходят долгий путь внутренней духовной работы.
      Смех, радость, печаль и слезы – это тот внутренний мир, в котором она живет. Ее ранимая творческая душа переполняется человеческими чувствами: радостью и горестями. Когда мир раскрывает художнице свою человеческую или космическую энергию, ее полотна буквально «взрываются» фейерверками красок и цветовых брызг. И в такие моменты даже простой натюрморт превращается в упоение счастьем бытия, в восторг по отношению к окружающему миру. Удивительными и искрометными по форме и содержанию являются глубоко символические полотна В.Шевчук: «Земля», «Вода», «Воздух», «Огонь». Женские фигуры, символизирующие эти природные и надкосмические силы, словно саламандры среди пожара. Их тела, волосы и руки сами превратились в стихию – стихию чувств и чувственности. Солнце рождало весну. Оно было для художницы Богом-Ярило, дарящим Жизнь. Яркие, сочные цвета пламенеют на картинах, радуя нас праздничностью и здоровьем молодости…
      И еще одно удивительное качество Вероники Шевчук – ее умение «приручать» звучные и, казалось бы, рвущие друг друга цвета. В ее произведениях – всегда сложные цветовые отношения: красные, зеленые, сине-фиолетовые и желтые – они соседствуют друг с другом. Но это колористическое сочетание, благодаря ее удивительному чувству меры, никогда не являлось формой антагонистических и дисгармонических отношений. Разные по цвету и одинаковые по тону, в картинах В.Шевчук они придают живописному произведению удивительную певучесть, гармонию и нарядность. Таковы, например, живописные холсты: «Желтые и сиреневые ирисы», «Портрет студентки», «Осенняя гроза», «Тропинка к морю» и целый ряд других.
     Символическое начало отличает все мифологизированные полотна Вероники Шевчук. Для Вероники – это особый способ подачи материала: метафорическая передача объема, использование ракурсного и неожиданного расположения фигур на плоскости холста, театральный характер действа, происходящего на полотне, ярко выраженная линейная ритмика и множество других способов воплощения художественного мышления.
     Мысль ее порой ясная и простая, в другом случае – космическая, пугает нас глобальностью поднятой темы и мудростью философского размышления. Образное начало практически каждого произведения, созданного художницей способом символической метафоричной линии, поражает нас своей идеальностью и совершенством. Это жизнь на грани вымысла. Даже быт, порой жестокий и капризный, обожествляется и преображается. Но быт, в ее понятии, – вещь театральная. Разыгрывая «трагедию», взятую из античности, из Древней Таврики, она творит свое современное театральное действо, подчиненное только ей и направленное на единственное утверждение – эстетическую гармонию (цикл «Крымские сновидения»: «Видение», «Грот нереид», «Мелодия вечности», «Из глубины тысячелетий»).
      Вероника Шевчук – живописец, очень тонко чувствующий природу человеческой психологии и духовную атмосферу века. Она верит в торжество разума, торжество искусства над катаклизмами бытия. Ее понимание основывается на мечте: превращение мира в идеальное общество. Герои ее картин – мятущиеся творческие личности. Они ищут смысл жизни, но часто сами не знают, в чем заключается истина. Преодоление разобщенности людей – вот главная задача времени и главный лейтмотив ее картин…
 

 к списку статей